Домой > Новости > Южноуральские предприниматели смогут быстро подавать жалобы на предприсания различных ведомств

Южноуральские предприниматели смогут быстро подавать жалобы на предприсания различных ведомств

1 июля в России вступит в силу обязательный досудебный порядок обжалования решений надзорных органов. Подать жалобу на действия должностных лиц и отследить все этапы ее рассмотрения можно будет на портале госуслуг. Как новая процедура отразится на работе предпринимателей и государственных органов, рассказали вице-председатель регионального отделения общественной организации «ОПОРА РОССИИ» Алексей Ларин и эксперт по юридическим вопросам центра «Мой бизнес» Екатерина Шишкина.

 

— Екатерина, какие этапы рассмотрения жалоб на действия надзорных органов действуют сегодня и как изменится ситуация с 1 июля?
— Станет намного проще предпринимателям и юридическим лицам обжаловать решения надзорных органов благодаря порталу госуслуг. Жалобы они могут подавать на акты и решения по результатам проверок, предписания об обнаружении выявленных нарушений, предписания по проведению мероприятий по предотвращению причинения вреда и действий должностного лица в рамках проверок и многие другие. На госуслугах нужно будет сформировать жалобу, в течение суток она обрабатывается, после этого есть еще 5 дней у контрольного органа на то, чтобы принять ее. Получается, в течение 20 рабочих дней мы увидим результат. В какие госорганы мы можем обратиться? Для индивидуальных предпринимателей это и МЧС, и Федеральная служба судебных приставов, и Роспотребнадзор. Перечень обширен. Я считаю, что для индивидуального предпринимателя это очень удобно и, самое главное, мобильно. Приведу такой пример. МЧС выдало ИП предписание о том, что необходимо убрать листья. Соответственно, он может сформировать жалобу в вышестоящий орган и обосновать ее. Раньше выходило предписание, с которым нужно было идти в суд. Теперь будет обходиться этот этап.

— Алексей, много ли обращений от представителей бизнеса в «Опору Россию» по поводу административных барьеров?
— Количество обращений остается примерно на одном уровне. Порой меняется их структура. За прошедшие полтора года, конечно, мы столкнулись с серьезными противоэпидемическими мероприятиями. Возросло количество обращений на действия и штрафные санкции сотрудников Роспотребнадзора. Если говорить про тройку лидеров, мы бы поставили на первые места Федеральную налоговую службу, Роспотребнадзор. Остальные в процентах поделили бы между собой Ростехнадзор, органы внутренних дел, Следственный комитет, который также осуществляет определенные проверочные мероприятия. В то же время, конечно, не стоит на месте развитие процедур по обжалованию. По сути, этот административный порядок обжалования не вводится, а возвращается. Это хорошо забытое старое. Если мы вспомним времена Советского Союза, у нас всегда возможно было в том или ином органе иметь и апелляционную комиссию, и внутри ведомства можно было пройти по целым этапам. Предприниматели поддерживают данную новацию, но в тоже время осторожно относятся к ней, очень много подводных камней Я не знаю, насколько можно это отразить в одном интервью, но мы говорим про контроль, а у нас есть такие вещи, как предоставление лицензии. Это сюда не распространяется, но это очень важно.

— На какие действия и ведомства чаще всего жалуются предприниматели?
— Последний комплекс обращений у нас шел по линии Федеральной налоговой службы. Это пресловутая борьба с фирмами-однодневками. Это проверка действительности по юридическим адресам, проверки, связанные с выяснением цепочек и доначислением НДС. К сожалению, они носят достаточно агрессивный характер. В тоже время это компенсируется достаточным количеством и качеством точек контакта с налоговиками. И нам это позволяет решать проблемы. Немало проблем возникает с вопросами привлечения предпринимателем к ответственности, в том числе, участвующих в муниципальном и государственном заказе. Когда на них, что называется, вешают всех собак. Причем предприниматели выступают как добросовестные субъекты, но возбуждаются уголовные дела, потом они прекращаются. Ну, и грешат коллеги из Роспотребнадзора. Статья 6.3, практически любой протокол «Создание угрозы жизни и здоровью» исключает малозначительность, предупреждение, и предприниматели сразу выходят на штрафные санкции в виде десятков тысяч рублей и более.

— Екатерина, по вашему, какие жалобы и на какие органы чаще всего возникают?
— Чаще всего, соглашусь с коллегой, — налоговая, МЧС. Далее абсолютно разные органы — Федеральная служба судебных приставов и другие. Все мы знаем, что новый порядок обжалования, на самом деле, эксперимент. Надо понимать, что уже к 1 января 2023 года он должен охватить все виды госконтроля, которые регулируются этим законом. Ожидается, что процедура обязательного досудебного обжалования позволит, прежде всего, сократить издержки граждан и снизить нагрузку на суды. И тем самым мы увидим результат. Эта практика, этот тестовый период и даны, чтобы посмотреть, как у нас работают органы, как это все будет выглядеть, с какими трудностями мы столкнемся. Удобно ли будет это, прежде всего, для индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Источник