Воскресенье , 19 Август 2018
Домой > Новости > Упрощение требований к малому бизнесу при госзакупках

Упрощение требований к малому бизнесу при госзакупках

Мнение Ярослава Евгеньевича Щербакова, члена ЧОО «ОПОРА РОССИИ», директора МФТЦ cMolotka.ru, члена Общественного и Экспертного советов по применению законодательства о контрактной системе при УФАС Челябинской области на поправки в федеральные законы «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» разработали в Министерстве экономического развития РФ.

В настоящее время, в соответствии с действующим законодательством о закупках наличие сертификата соответствия той или иной системе добровольной сертификации может являться оценочным показателем используемым заказчиком при ранжировании заявок по нестоймостным критериям. Вместе с этим требование к обязательному наличию добровольной сертификации у участника закупки может быть квалифицированно как чрезмерные требования, направленные на ограничение конкуренции, что подтверждается большой административной практикой Федеральной антимонопольной службы.
Однако, это не мешает отдельным компаниям при проведении закупок, все же требовать наличие данного документа.
Минэкономразвития РФ в подготовленном законопроекте предлагает закрепить понятие добровольная сертификация соответствия товаров (работ, услуг), поставляемых (выполняемых, оказываемых) субъектами МСП, в целях их участия в закупках по 223-ФЗ и наделить правом отдельных заказчиков устанавливать в договоре, заключаемым по результатам закупки, требование об обязательном прохождении добровольного подтверждения соответствия.

О плюсах: Во-первых, данную добровольную сертификацию для МСП предполагается сделать полностью или частично за счет заказчика. Во-вторых, за Правительством РФ закрепляется право подготовки порядка взаимного признания результатов процедур подтверждения соответствия в системе добровольной сертификации в целях участия МСП в закупках. В третьих, в 223-ФЗ отдельно декларируется, что запрещено отказывать в допуске к участию в закупке по основанию отсутствия добровольной сертификации у СМП.

О минусах: Во-первых, данным законопроектом, закрепляется право отдельных субъектов требовать от МСП прохождения именно добровольной сертификации, что больше соотносится с обязательной сертификацией. Во-вторых, срок прохождения добровольной сертификации законопроектом предлагается включить в договор, что может существенно затянуть поставку товара / выполнение работ / оказание услуг и отсрочить получение оплаты. Вместе с этим, при отрицательном результате у заказчика будет право расторгнуть договор и заключить его с участником, занявшим по результатам закупке второе место. В-третьих, в соответствии с законопроектом, за координационным органом Правительства РФ закрепляют право устанавливать единый перечень товаров, работ, услуг, в отношении которых заказчик имеет право установить требование о предоставлении документов подтверждающих прохождение добровольной сертификации и устанавливать единый перечень заказчиков, которые будут обладать таким правом. И, если в первом случае такое право логично и направленно на исключение «перегибов», то во втором случае такая избранность вызывает вопросы.

Исходя из содержания самого законопроекта, возникает стойкое ощущение, что упростить предлагается то, что, по сути, предлагается только ввести. Законопроект предполагает разработку и принятие ряда подзаконных актов и в их отсутствие трудно объективно оценить последствия его реализации. В данный момент, однозначно можно сказать то, что вопросов с исполнением данного законопроекта достаточно много, в том числе по наличию коррупционных рисков, как говорится: «кто платит, тот и заказывает музыку», исходя из заданных условий вполне можно предположить, что наличие в договоре условий об обязательном прохождении добровольной сертификации может стать инструментом отбора нужного поставщика.